Да простят меня мужчины – речь пойдет о милых и очаровательных женщинах. Сегодня первый весенний праздник – 8 Марта.
Во все времена женщины пленили, заставляли совершать подвиги, делать большие и маленькие глупости, влюбляли, делали безумными и счастливыми, приносили страдания и радость. Каждое из этих действий нашло своё отражение в поэзии, литературе, музыке, скульптуре и многих других видах искусства. Художники всех времен пытались уловить мимолетный взгляд, легкое движение, раскрыть потаенные черты характера и изобразить на своей картине правдивый, прекрасный образ. Как же красота женщины изображалась живописцами разных эпох?
Матери, возлюбленные, дочери, незнакомки – все они становились героинями живописных произведений еще со времен древности, когда рядом с фараоном изображались его жена и жрицы, а на ряду с героями на греческих амфорах-прекрасные танцовщицы. Тогда, в Древней Греции и Риме родился образ Венеры (или же Афродиты) как символа женской красоты, который в каждую эпоху находил новое воплощение. Живописцы во все времена использовали женский образ для создания красивых полотен, для выражения своего восхищения перед их красотой или даже для создания женского идеала. Великолепных картин, которые вошли в историю мировой живописи и сегодня считаются настоящими шедеврами мирового значения, так много, что перечислить их все вряд ли вообще возможно. Художники во все времена писали своих жён, матерей, дочерей, знакомых, подруг, известных и влиятельных женщин. Далее вы можете увидеть небольшую подборку знаменитых картин, главными героями которых стали женщины. Здесь представлены полотна как иностранных, так и русских художников, имена которых вам наверняка знакомы.
« Дама под покрывалом, или Донна Велата» (1515-1516г.)
Тема образа прекрасной женщины проявляется у Рафаэля Санти на протяжении всей жизни великого художника и становится одной из главной в его работах. Картина «Дама под покрывалом» признана шедевром мирового искусства и является одним из лучших женских портретов эпохи Возрождения. Происхождение этой знаменитой картины окутано тайной. Неизвестно имя девушки, изображенной на ней. Многие утверждали, что якобы это возлюбленная художника.
«Девушка с жемчужной сережкой» (1665—1666)
Художник : Ян Вермеер Дельфтский
Голландский художник-живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета так изобразил пятнадцатилетнюю девочку, которая вдруг поняла, что влюбилась, и не знает, как ей с этим теперь жить. Она смущена, испугана и полна надежды – а вдруг из ее любви получится что-то хорошее. Ее глаза и кожа сияют теплым блеском, который изысканно контрастирует с холодным мерцанием огромной жемчужины в сережке. Изображенная на портрете девушка – его собственная дочь.
«Барышня у окна с прялкой». (1890 г.)
Кто из нас не хотел хоть на мгновение перенестись в прошлое, увидеть, как жили и как одевались люди, например в 17 веке? Константин Егорович Маковский – дал нам эту возможность, увидеть на своих полотнах людей в костюмах далекого 17 века. Художник создает ряд замечательных женских портретов. Среди них – «Девушка в жемчужном ожерелье» (1890), «За прялкой» (1890г), «Боярыня у окна» (1885), «У околицы» (1890), «Боярышня у окна» (с прялкой) (1890г). Художник тщательно выписывал женские головные уборы, узорную вышивку на костюме, слега приглушенный, с матовым оттенком, блеск жемчуга. Давайте же насладимся этими красивыми и нежными образами. Они молоды и прекрасны, и хотя художника более интересует внешний облик модели, красота ее платья, все равно по лицу можно прочитать характер той или иной женщины.
«Портрет Струйской» (1772 г).
«Портрет Струйской» Федора Рокотова изображает молодую особу дворянского сословия. Художник постарался запечатлеть ее так, чтобы передать все очарование юности восемнадцатилетней барышни, которая счастлива и горда своим высоким положением в обществе. По свидетельству современников, многие, кто видел портрет, сразу же загорались желанием познакомиться с этой красавицей, насколько живой и привлекательной она выглядела на этом полотне. Обсуждая портрет, невозможно не упомянуть о ее глазах, которые являются самым темным объектом на картине. Они практически черные и выражают нежность, заботу и светлую грусть об утраченных днях детства и отрочества, закончившихся вместе с замужеством.
«Кружевница» (1823 г.)
Он хорошо знал, как непрост труд. И все же работая над «Кружевницей», Тропинин показал красоту, над которой не властны ни нормы, ни условности. Пусть и крепостная, но кружевница изящна и кокетлива, ее взгляд проницателен, а улыбка добра. Не знай мы о ее положении, приняли бы за дворянку. «Кружевница» написана вскоре после получения Тропининым вольной. Женские портреты Тропинина — веха в истории русской живописи. Мало кому удавалось с такой нежностью, вниманием и чуткостью показать красавиц.
«Дама в голубом» ( начало 1780 г.)
Если Вы когда-нибудь посещали Эрмитаж, то наверняка заглянули посмотреть и на английскую часть коллекции. А там — она. Небольшая, но притягательная картина. «Дама в голубом» Томаса Гейнсборо. Открытое светлое платье, шляпка, декорированная перьями и голубой лентой, тонкая черная лента и золотой крестик на нежной шее. Напудренные волосы уложены в сложную прическу. Молочно-белая кожа, щеки, тронутые румянами, темные брови и темные глаза, полуоткрытые губки…Хороша так, что взгляд не оторвать.
«Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784 г.)
Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме написан талантливым портретистом Иваном Петровичем Аргуновым. Судьба живописца сложилась непросто. Дело в том, что художник был крепостным графа Петра Борисовича Шереметева. Признанный мастер живописи управлял дворцами богатого графа. Он не испытывал нужды, но с рождения до самой смерти оставался крепостным. Картина написана в 1780-е годы, когда на художника было возложено много обязанностей по хозяйству и на живопись у него оставалось совсем мало времени. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме, созданный в 1784 году, стал настоящим шедевром русской живописи XVIII века.
«Женщина за рулем» (1950-е гг.)
Женская тема во все эпохи привлекала художников, и советское время также не стало тому исключением. Вглядываясь в естественно красивые загорелые лица и горящие глаза женщин советского периода, зритель буквально получает мощнейший заряд энергии и позитива, который фонтанирует почти с каждого полотна. И неважно в какие одежды одеты представительницы того времени, важно другое — их душевный порыв и энтузиазм, их осмысленный взгляд в будущее, их стремление к созиданию и уверенность в завтрашнем дне.
«Боевые подруги» (1969 г)
Во время Отечественной войны многим женщинам досталась фронтовая доля: санинструкторов, радисток, летчиц, снайперов. На фронтах еще совсем юные девчата воевали наравне с взрослыми мужчинами, приближая день за днем долгожданную победу.
«Примулы. Первоцвет» (1899 г.)
Говоря о творцах, воспевших изящество прекрасного пола, нельзя не вспомнить Альфонса Муху, чешского художника, который приобрел всемирную известность именно благодаря своим женским портретам в стиле ар-нуво. Это направление отличается наличием самых разных растительных орнаментов и женского образа, находящегося в полной гармонии с природой, как, например, на картине «Примула. Первоцвет». Девушка, изображенная здесь — это душа цветка, душа весны.
В каждой женщине есть свои прекрасные черты! И испанский художник Винсенте Ромеро Редондо как-то особенно трогательно чувствует и передает в своих работах самую суть женщины — любить, быть любимой женщиной и матерью! Для него женщина — абсолютный источник вдохновенья, загадка для природы, которую он всю жизнь пытается разгадать. Женская натура стала его страстью и основой его картин. Его женщины — подруга, мать, жена, и каждая из них прекрасна.
Красота женщины в живописи продемонстрирована наиболее многогранно и ярко, как символ гармонии и чувственности, силы и беззащитности, чистоты и вечности, нежности и любви.
Елена Дегтярева