Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребёнка. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы, а именно:
— интеллектуальная готовность;
— личностная готовность;
— готовность эмоционально-волевой сферы.
Интеллектуальная готовность
Выдающийся психолог Лев Выготский один из первых высказал мысль о том, что интеллектуальная готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития мыслительных процессов, то есть в качественных особенностях детского мышления. По мнению учёного, быть готовым к школе, значит, обладать умением обобщать и дифференцировать (в соответствии с возрастом) предметы и явления окружающего мира.
Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
— аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
— рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
— логическое запоминание;
— интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий;
— овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
— развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.
Личностная готовность к школе
Личностная готовность включает мотивационную готовность, коммуникативную готовность, сформировать Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость.
В целом, личностная готовность включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции – «положению школьника», имеющего круг прав и обязанностей. Личностная готовность выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе.
Эмоционально-волевая готовность
В психологической готовности к школе все стороны переплетены, смешаны. Выделение какого-то одного аспекта производится условно, в целях учебного анализа. Так волевая готовность пронизывает все стороны готовности. Ребёнка ждёт напряжённый труд, от него потребуется делать не то, что хочется, а то, что требует учитель, дисциплина, режим, программа.
Психологическая готовность к школе – это сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенной мотивации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определённого типа отношений со взрослыми и сверстниками и др. Развитие всех этих качеств способного обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание психологической готовности к школе.
Елена Проворкина