Готов ли ребенок к школе?

16 апреля 2021

Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребёнка. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы, а именно:

— интеллектуальная готовность; 

— личностная готовность; 

— готовность эмоционально-волевой сферы. 

 

Интеллектуальная готовность

Выдающийся психолог Лев Выготский один из первых высказал мысль о том, что интеллектуальная готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития мыслительных процессов, то есть в качественных особенностях детского мышления. По мнению учёного, быть готовым к школе, значит, обладать умением обобщать и дифференцировать (в соответствии с возрастом) предметы и явления окружающего мира. 

 Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает: 

— аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец); 

рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии); 

— логическое запоминание; 

—  интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий; 

— овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов; 

— развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций. 

 

Личностная готовность к школе

Личностная готовность включает мотивационную готовность, коммуникативную готовность, сформировать Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость. 

В целом, личностная готовность включает формирование у ребёнка  готовности к принятию новой социальной позиции – «положению школьника», имеющего круг прав и обязанностей. Личностная готовность выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. 

 

 Эмоционально-волевая готовность

В психологической готовности к школе все стороны переплетены, смешаны. Выделение какого-то одного аспекта производится условно, в целях учебного анализа. Так волевая готовность пронизывает все стороны готовности. Ребёнка ждёт напряжённый труд, от него потребуется делать не то, что хочется, а то, что требует учитель, дисциплина, режим, программа. 

Психологическая готовность к школе – это сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенной мотивации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определённого типа отношений со взрослыми и сверстниками и др. Развитие всех этих качеств способного обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание психологической готовности к школе.   

 

Елена Проворкина