Весь этот джаз….

28 апреля 2021

«Если вы, слушая эту музыку, не притопываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз», — говорил Луи Армстронг, один из самых популярных музыкантов прошлого столетия.

 Приходилось ли вам когда-нибудь, гуляя в парке или по  улицам города, слышать звуки диксиленда или чарующего неторопливого джаза? С этим музыкальным направлением не сравнится ни одно другое, и перепутать его невозможно с каким-либо другим жанром.

Появлением этого  музыкального направления мы обязаны потомкам чернокожих рабов, вывезенных из стран Африки и работавших на плантациях. Невольничьи корабли, везущие в своих трюмах «живой черный груз», привезли врожденный ритмический гений негров. Тяжелый труд, болезни, нищета — удел африканских невольников. Великий американский джазмен, талантливый пианист, аранжировщик, руководитель оркестра Дюк Эллингтон (18991974) говорил: «Страшась молчания черных рабов, рабовладельцы заставляли их петь, желая не дать им возможности разговаривать, а значит, и сговариваться о планах мести и мятежа».

Дюк Эллингтон

 

 

В последний день апреля, 30 числа, в мире отмечают Международный день джаза. Событие это довольно молодое – в 2021 году ему исполнится всего десять лет. Джаз – это целый мир, и если угодно, целая планета. Назвать все имена в одной статье невозможно. Но давайте вспомним некоторых великих джазменов, а с некоторыми и вовсе познакомимся.

 

20-е годы XX века стали «эпохой джаза». Это направление сформировалось на стыке XIX-XX веков на юге США в портовом городе Новый Орлеан, который неофициально считают его родиной. Широкое распространение джаз получил и в городе Канзас-Сити. В эти годы в Канзас-Сити родился темнокожий мальчик по имени Чарли Паркер (1920-1955), ставший позднее виртуозом-саксофонистом. Именно ему предстояло спустя два с лишним десятилетия стать реформатором джаза.

 

Чарли Паркер

 

 

 

Два города Восточного побережья США, Чикаго и Нью-Йорк, стали важнейшими пунктами развития джаза. Звездой обоих городов стал молодой трубач и вокалист Луи Армстронг  (1901-1971), число его фанатов измерялось миллионами. А «Первая леди джаза», американская певица, одна из величайших вокалисток в истории джазовой музыки Элла Фитцджеральд (1917-1996) обладала уникальным голосом, широчайшим диапазоном в три октавы.

Элла Фицджеральд и Луи Армстронг

 

 

 

Известный своим шелковистым баритоном, Нэт Кинг Коул (1919-1965) привнес в популярную американскую музыку эмоциональность джаза. Феноменальный пианист и выдающийся импровизатор, Коул был одним из первых джазовых исполнителей, ставших поп-иконой.

Одним из  влиятельных джазовых музыкантов в истории жанра являлся Бенни Гудмен (1909-1986). Его концерт в Карнеги-Холл в 1938 году  продемонстрировал  признание этого жанра как самостоятельного вида искусства. В конце 30-х годов также приобрел популярность оркестр Гленна Миллера (1904-1944). Зрители и слушатели сразу обратили внимание на характерный «хрустальный звук» и мастерски отработанные аранжировки.

По словам одного из историков джаза, канадский пианист Оскар Питерсон (19252007) «… играет сто нот там, где другой пианист обошелся бы десятью; но все сто обычно оказывались на нужном месте…». И не окажись в истории джаза  пианиста, органиста, композитора  Каунта Бэйси — эпоха великих джазовых оркестров звучала бы иначе.

 

Билли Холидей (19151959) – одна из важнейших фигур в джазе, отличалась своим оригинальным стилем пения. Самые заурядным песням певица придавала новизну своеобразия и неповторимый блеск.

Билли Холидей

 

 

 

 

 

Эрролл Гарнер ( 1921-1971) — пианист, самоучка. Говорят: лучше не берись играть джаз, просто послушай, как это делает Гарнер. Его обаяние, его звук — это что-то невероятное.

 

Если Вы произносите имя Бобби Макферрин, то несомненно вспоминаете известный хит  «Don’t Worry Be Happy». Это  американский джазовый певец и дирижёр, гениальный импровизатор, десятикратный лауреат премии «Грэмми». Человек-оркестр  на сцене, с одним микрофоном и голосом, способным заменить ансамбль.

 

Думаю, что многие смотрели сериал «Доктор Хаус» с участием британского актера  Хью Лори в роли  гениального, но вечно мрачного врача-диагноста. Как блюзмен несколько лет назад выпустил два отличнейших сольных альбома. А в 2011 году он стал героем документального фильма о Новом Орлеане – колыбели джаза. Даже если вы не особо любите блюз или Хью Лори, в фильме  вас ждут песни со случайными попутчиками под гитару и концерт в небольшом  зале, который превращается в настоящий праздник.

За всю свою историю   джазовая музыка  подверглась гонениям. В США её считали музыкой негров, недостойную высшего американского общества, в нацистской Германии играть и слушать джаз означало быть «проводником негритянско-еврейской какофонии», а в СССР – слушать джаз означало быть «агентом мирового империализма». В 1928 году Максим Горький описал свои впечатления о джазовой музыке в газете «Правда»: «…Вдруг в чуткую тишину начинает сухо стучать какой-то идиотский молоточек — раз, два, три, десять, двадцать ударов, и вслед за ними, точно кусок грязи в чистейшую прозрачную воду, падает дикий визг, свист, грохот, вой, рев, треск; врываются нечеловеческие голоса, напоминая лошадиное ржание, раздается хрюканье медной свиньи, вопли ослов, любовное кваканье огромной лягушки; весь этот оскорбительный хаос бешеных звуков подчиняется ритму едва уловимому, и, послушав эти вопли минуту, две, начинаешь невольно воображать, что это играет оркестр безумных…». И лишь с наступлением «хрущевской «оттепели» гонения на музыкантов были ослаблены, а Московский фестиваль молодежи и студентов дал старт возрождению настоящей джазовой музыки в СССР.