Роман Валентина Катаева «Алмазный мой венец» был напечатан в 1978 г. в журнале «Новый мир» и сразу стал популярен. Это роман-воспоминание – Катаев вспоминает времена своей юности, молодости, молодых поэтов и писателей того времени, прослеживает судьбы многих своих собратьев по перу. Роман основан на реальных событиях и посвящён литературной жизни Москвы, Одессы, Харькова 1920-х годов. Писателем найден необычный литературный прием – тонкая, изящная «зашифрованность» действующих лиц, когда целая вереница портретов известных советских писателей, поэтов, друзей писателя проходит перед читателем под «знаковыми» прозвищами-масками. Всё это, сплетаясь с достоверными историческими фактами, создаёт для читателя своего рода завлекательную игру. Он не называет имен, только по описанию, портрету можно догадаться, о ком идет речь. Недаром пародисты именовали этот роман-загадку «Алмазный мой кроссворд».
«Не роман, не рассказ, не повесть, не поэма, не воспоминания, не мемуары, не лирический дневник… Но что же? Не знаю».
«О, как много чужих стихов накопилось в моей памяти за всю мою долгую жизнь! Как я их любил! Это было похоже на то, что, как бы не имея собственных детей, я лелеял чужих.
«До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где он стоял».
Родоначальник династии Вертинских, Александр Николаевич Вертинский, остался в истории российского искусства как певец, поэт и артист театра и варьете. С годами только возрастает интерес к песням и стихам. Биография его трагична, как и у многих творческих личностей, рожденных в эпоху перемен и событий грозных лет перед революцией 1917 года. Время показало, что его искусство не стареет, что его песенная поэзия по-прежнему затрагивает сердца и души и привлекает к себе внимание. В книгу «За кулисами» вошли воспоминания о поэте, композиторе и артисте, его песни. Это издание содержит более 60 документальных фотографий Вертинского разных лет из личного архива Лидии Вертинской.
«Он принадлежал к тем эмигрантам, которые жили мечтой о возвращении, которых волновал образ изменившейся, ставшей другой и, как понимали, более прекрасной родины. Младший по рангу, он все же стоял в ряду таких эмигрантов, как Рахманинов, Алексей Толстой, позже – Шаляпин и Бунин»
«И мы увидели великого маcтера с удивительно прекрасным лицом, сияющими лукавыми глазами, с такой выразительной пластикой рук и движений, которая дается годами большой работы и которая дарится людям большим их талантом»
«До сих пор не понимаю, откуда у меня набралось столько смелости, чтобы, не зная толком ни одного иностранного языка, будучи капризным, избалованным русским актером, неврастеником, без денег и даже без веры в себя, так необдуманно покинуть родину. Сесть на пароход и уехать в чужую страну. Что меня толкнуло на это?..»
Библиотекарь МКТ Елена Дегтярева