Теперь уже и трудно представить, как люди жили без интернет-магазинов. Уж очень удобная штука: заказал через интернет, заплатил и жди сообщение о доставке товара в пункт выдачи. От Вас требуется только дойти до ближайшего пересылочного пункта или почтового отделения и забрать посылку. Но многие наверно удивятся тому, что в СССР была аналогичная система торговли и пользовалась огромным успехом.
Впервые посылочная торговля появилась во второй половине XIX века в США: в 1872 году две американские компании начали продажу товаров по каталогу и отправке их почтовой службой. В СССР начало посылочной торговле было положено в 1924 году крупными торговыми организациями. Дистанционная торговля стала возникать в качестве дополнения к традиционной торговле. Первые отделы создавались при крупных универсальных магазинах. Например, в Москве – при универмаге «Мюр и Мерилиз». Ещё в 1892 году «Мюр и Мерилиз» открыл новый центр в самом начале улицы Петровки в Москве. Торговый центр был известен по всей России. Его каталоги рассылались бесплатно и любой житель мог заказать товар по почте. После революции «Мюр и Мерилиз» национализировали, в этом здании в 1922 году открылся Центральный универсальный магазин (ЦУМ).
1949 году была организована Всесоюзная посылочная контора «Союзпосылторг» при Министерстве торговли СССР. Новая организация должна была сразу «убить двух зайцев»: обеспечить потребности населения, проживающих вдали от крупных городов и добиться снижения объема складского хранения товаров. Население поначалу с опаской встретило нововведение, но очень быстро оценило преимущества. К тому же «Союзпосылторг» активно продвигал рекламу: плакаты висели в почтовых отделениях, печатались в газетах. В 1956 году контору переименовали в предприятие «Посылторг». В ассортименте появились крупногабаритные товары: холодильники, стиральные машины, мотороллеры. Огромным плюсом «Посылторга» СССР было отсутствие предоплаты. Посылка приходила наложенным платежом и оплачивалась только при получении в почтовом отделении.
Посылочную торговлю до перехода страны к рыночным принципам экономики осуществляли Госкомиздат СССР (Книга-почтой), Агропром (Семена-почтой), и, конечно, Центросоюз. Работавшая в системе Центросоюза организация «Главкооппосылторг» производила мелкооптовую торговлю по снабжению магазинов потребительской кооперации товарами повседневного спроса с помощью почтовых посылок. И при этом предоставляла покупателям — сельпо и раймагазинам — более высокую торговую скидку.
Дегтярева Е.Е.