«Мечтаю о юге и молюсь о том, чтобы стать поэтом…»

31 мая 2021

28 мая 1877 года в Киеве в семье юриста, коллежского советника родился Максимилиан Волошин —     русский и советский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик. Предки со стороны отца – казаки Запорожской Сечи. В 1881 году, после смерти отца, Максимилиан переехал в Москву. С 5 лет с увлечением читал Пушкина, Лермонтова, Некрасова. По семейной традиции в 1897 г. Волошин поступил на юридический факультет Московского университета, хотя мечтал об историко-филологическом. Учеба не раз прерывалась. В феврале 1899 г. Волошин был исключен из университета на год за участие в «студенческих беспорядках». После восстановления окончательно бросил университет и занялся самообразованием. Он писал: «Ни гимназии, ни университету я не обязан ни единым знанием, ни единой мыслью.

Два увлечения, рисование и поэзия,  станут профессией и украсят не только его жизнь, но и жизнь тех, кто был рядом. Особенно хороши акварели Волошина, которые  он писал в 20-е годы. Они наполнены такими цветовыми переливами, что напоминают крылья бабочек: «Лягушачья бухта», «Подводные камни, «Лунное безмолвие».

«Пейзаж должен изображать землю, по которой можно ходить, — говорил Волошин, — и небо, по которому можно летать, то есть в пейзажах… должен ощущаться тот воздух, который хочется вдохнуть полной грудью…». Максимилиан Волошин был поклонником японской гравюры. По примеру японских классиков свои акварели он подписывал строками своих же стихов. В 1917 году одну из своих картин Волошин подписал:

«Старинным золотом и желчью напитал

Вечерний свет холмы.

Зардели красны, буры

Клоки косматых трав, как пряди рыжей шкуры…»

После революции Максимилиан Волошин окончательно осел в Коктебеле, в доме, построенном в 1903—1913 годах его матерью Еленой Волошиной. Здесь он создал множество акварелей, сложившихся в его «Коктебельскую сюиту». В 1927 выставка волошинских пейзажей, организованная Государственной Академией художественных наук (с печатным каталогом) стала последним выходом Волошина на общественную сцену. В событиях революции и Гражданской войны он видел не просто политическое противоборство, а мировую  драму. Когда в 1914 году разразилась Первая Мировая война, поэт написал письмо министру обороны России, в котором заявил, что официально отказывается участвовать в ней. В 1910 году вышел первый сборник его стихов. В 1915-м — второй — об ужасах войны. Но в 1923 году начинается официальная травля поэта, его перестают издавать.

Построенный ещё в 1903 г. дом в Коктебеле постепенно превратился в один из уникальных культурных центров — «Дом поэта».  Здесь бывали Цветаева, Николай Гумилев, Корней Чуковский, Осип Мандельштам, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Александр Грин, Алексей Толстой, Илья Эренбург, Владислав Ходасевич, художники Василий Поленов, Кузьма Петров-Водкин, Борис КустодиевПетр Кончаловский, Александр Бенуа

Волошин верил, что не случайно пришёл в мир именно в этом столетии и в этой стране: “Я не сам ли выбрал час рожденья, век и царство, область и народ…” В самые трудные годы он не только не оставил поэзию, но писал не меньше, чем в самые благополучные периоды своей биографии; в стихах пытался осмыслить происходящее в России с исторической, философской, религиозной точек зрения. Годы после окончания Гражданской войны были для Волошина немногим легче. Хлопоты о хлебе насущном, смерть матери — человека очень близкого и дорогого, невозможность печататься. Последнее десятилетие для Волошина было сложным. Множество прекрасных рисунков и акварелей не ослабили трагических переживаний по поводу того, что происходило вокруг: гибель Н. Гумилева  и смерть А. Блока.

«На дне преисподней» М. Волошин

(Памяти А. Блока и Н. Гумилёва)

С каждым днем все диче и все глуше
Мертвенная цепенеет ночь.
Смрадный ветер, как свечи, жизни тушит:
Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь.

Темен жребий русского поэта:
Неисповедимый рок ведет
Пушкина под дуло пистолета,
Достоевского на эшафот.

Может быть, такой же жребий выну,
Горькая детоубийца, – Русь!
И на дне твоих подвалов сгину,
Иль в кровавой луже поскользнусь, –
Но твоей Голгофы не покину,
От твоих могил не отрекусь.

Доконает голод или злоба,
Но судьбы не изберу иной:
Умирать, так умирать с тобой
И с тобой, как Лазарь, встать из гроба!

 

В 1929 г., ко всему прочему, у поэта попытались отобрать его коктебельский дом. Отстоять дом удалось, но после пережитых волнений Волошин скончался 11 августа 1932 года и был похоронен на горе Кучук-Янышар вблизи Коктебеля. Свой дом Волошин завещал Союзу писателей.

И  литература, и живопись были ему близки, и он, будучи невероятно одарённой личностью, сумел развить в себе те качества, которые и принесли ему славу и известность. За свою жизнь Максимилиан Волошин успел попробовать свои силы во многих занятиях, и во всех из них он неизменно добивался успеха. Помимо сочинения собственных произведений, Максимилиан Волошин занимался и переводами зарубежной литературы на русский язык. Дом-музей его имени и по сей день находится  в Коктебеле.

 

«…Все видеть, все понять, все знать, все пережить,

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами.

Пройти по всей земле горящими ступнями,

Все воспринять и снова воплотить…»

Дегтярева Елена