«…О город мой! Дышать мне вольно,
В лицо мне веет ветер твой,-
Что ж мне не весело, а больно
Глядеть в просторы над Невой?…»
(Н. Крандиевская-Толстая)
Ленинград… Удивительный город! Одно из самых прекрасных созданий на свете. 8 сентября 1941 года началась самая страшная осада города в военной истории человечества. Зажав в тиски, отрезав от всей страны, огнем и голодом немцы решили поставить Ленинград на колени, превратить в руины. Самое тяжелое время – зима 1941-1942 г, когда были сильные морозы. Но самым страшным испытанием был голод. В первые дни блокады были разгромлены Бадаевские склады, где хранились крупа, мука, сахарный песок. По хлебным карточкам получали 125 грамм хлеба, в состав которого входили солод, отруби, соя. Весной 1942 года была организована массовая сборка травы с городских газонов, из переработанной травы готовили пюре и салаты. Щи из крапивы готовили с лебедой, так суп получался более сытным. В 1942 году ленинградский Ботанический институт выпустил брошюру с перечнем растений, которые были съедобными и их можно найти в городских парках. Помимо описаний растений, брошюра содержала рецепты блюд.
Восстановление города также стало серьёзным испытанием для его жителей. Обстрелы разрушили треть жилого фонда, половину школ, две трети медицинских учреждений. Из-за поврежденных коммуникаций не хватало света, тепла, воды. Не хватало жилья. Здания рушили не только обстрелы, деревянные дома в блокадные зимы разбирали на дрова.
Советский и российский историк, доктор исторических наук, профессор писал в своей книге «Ленинград послевоенный»: «Не лилась кровь, не взрывались снаряды и бомбы, но все окружающее напоминало о кошмаре блокады».
В своей книге «Великая эстафета» Ираклий Андроников описывает, как в 15 апреля 1942 года был запущен первый трамвай. Его провожали аплодисментами.
Петербург, Петроград, Ленинград! Чудный город, пленивший своею красотою всех, кто хоть единожды с ним встретился. Он завоевал сердца многих. Не одно поколение великих писателей, поэтов, художников воспевали величие этого города в стихах и красках, в музыке и прозе. А многие писатели, свидетели этих страшных событий, перенесли свою боль на страницы своих произведений.
Ольгу Берггольц называли «ленинградской Мадонной», она была голосом Ленинграда почти все девятьсот блокадных дней.
«…Сегодня праздник в городе. Сегодня
мы до утра, пожалуй, не уснем.
Так пусть же будет как бы новогодней
и эта ночь, и тосты за столом.
Мы в эту ночь не раз поднимем чаши
за дружбу незапятнанную нашу,
за горькое блокадное родство,
за тех, кто не забудет ничего…»
Дегтярева Е.Е.