Гений эмоций

5 июля 2021

«Для каждого артиста, постоянно    связанного с   балетом,  Чайковский — наше всё».

                     (Николай Цискаридзе)

 1 июля открылся VII Международный фестиваль искусств Петра Чайковского в музее-заповеднике композитора в Клину. Артисты московских и петербургских театров под руководством Николая Цискаридзе представили отрывки из всех трех балетов маэстро. На Большой поляне музея-заповедника выступили танцоры Михайловского и Мариинского театров и артисты балета Детского музыкального театра им. Сац с фрагментами «Лебединого озера», «Спящей красавицы» и «Щелкунчика». Фестиваль продлится до 11 июля и на нём выступят коллективы Юрия Башмета — камерный ансамбль «Солисты Москвы» и Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», а также труппа «Геликон-оперы» и мексиканский тенор Рамон Варгас, Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского и дирижер Владимир Федосеев, пианист Денис Мацуев, артист Евгений Миронов и джазовый саксофонист Вадим Эйленкриг.

С Клином и его окрестностями связаны имена выдающихся писателей, художников, музыкантов: А. Н. Радищева, Л. Н. Толстого, В. Г. Перова, М. А. Балакирева, В. И. Танеева.  Здесь  провел последние восемь лет своей жизни  Пётр Ильич Чайковский. Он приехал в эти места, будучи знаменитым композитором. Здесь им были задуманы и созданы оперы «Черевички», «Чародейка», «Иоланта», закончена «Пиковая дама», «Спящая красавица», симфония «Манфред», Пятая и Шестая симфонии, многие романсы, камерно-инструментальные и фортепианные сочинения.  А для своего балета «Щелкунчик» П.И. Чайковский выписал в Париже новый оркестровый инструмент с чудным хрустальным звуком — челесту. Танец Феи Драже в балете исполняется под чарующие звуки этот инструмента. Челеста — это небольшой клавишно-ударный музыкальный инструмент, внешне похожий на пианино, но звучащий наподобие колокольчиков. Своё приобретение Чайковский сохранил в тайне до самой премьеры.

Здесь, в Клину, находится богатейшее собрание рукописей не только П. И. Чайковского, но и М. И. Глинки, А. П. Бородина, А. К. Глазунова, Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева. В этом доме часто проводились музыкальные вечера. Эти годы были очень плодотворными. В одном из писем Чайковский писал: «Мне нигде не работалось так хорошо. Ни блеск швейцарских озер, ни пышное цветение флорентийской весны не пробуждали во мне того волнения, которое я испытывал здесь при виде чахлого осинового перелеска. Эти дороги, лопухи, покосившиеся сараи, деревенские церквушки трогают меня до слез».

Фортепианный цикл «Времена года» не имеет границ во времени. Эту жемчужину русской классической музыки  знают и любят слушатели, исполнители разных стран мира. «Времена года» можно назвать энциклопедией русской усадебной жизни 19 века, где Чайковским запечатлены и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.

После смерти П.И. Чайковского дом был выкуплен его братом Модестом Ильичом и племянником Владимиром Львовичем, и 9 декабря 1894 года был основан музей-заповедник. Тогда здесь появились первые посетители. Кстати, свой «Детский альбом» П.И. Чайковский посвятил своему племяннику – Володе Давыдову.

Музей П.И. Чайковского в клину — единственный в России мемориальный музыкальный музей, где полностью сохранены обстановка, архив. Все выглядит так, как было при жизни выдающегося композитора. В интерьере одной из комнат находится туалетный столик, украшенный вышитой драпировкой и михайловским кружевом. Такой подарок преподнесла Чайковскому француженка Эмма Гентон, служившая гувернанткой у друзей         композитора. В знак благодарности Чайковский посвятил Эмме  «Сентиментальный вальс».

История любви юного Ромео и прекрасной Джульетты до сих пор будоражит сердца и воображение композиторов разных стран. Она продолжает жить в музыке не только прошлых времен, но и в современной, получая новые воплощения. Петр Ильич Чайковский также обратил свой взор на этот шедевр и создал необычайно красивую увертюру.

В центре одной из комнат музея находится кабинетный рояль «Беккер», подаренный П.И. Чайковскому петербургской фирмой музыкальных инструментов в 1885 году. За роялем композитор  любил проводить вечера с друзьями, играя с ними в четыре руки. Этот инструмент  открывают два раза в году – 7 мая, в день рождения композитора, и 6 ноября в день его памяти. На этом инструменте играли Эмиль Гилельс и Святослав Рихтер. Почетное право сыграть на этом инструменте предоставляется и молодым музыкантам. Эта традиция началась в 1958 году.

На всей земле не встретишь человека, не знающего начальную тему Первого Концерта для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского. Этот мотив заслуженно можно назвать эмблемой композитора и он до сих пор входит в обязательную программу финала Международных конкурсов им. Чайковского (с 1958 года).

Музей-заповедник в Клину безусловно стоит посетить тем, кто стремится лучше понять загадочную и совершенную музыку Петра Ильича Чайковского. В репертуарах ведущих театров мира продолжают ставить «Иоланту» и «Пиковую даму», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» «Спящую красавицу». Это классика, а она, как известно, не умирает.

Дегтярева Елена Евгеньевна