АУЕ – страна из трёх букв. Почему воровские понятия стали частью субкультуры подростков?
Данный вопрос задали себе сегодня студенты П- 31 после просмотра фильма АУЕ.
Что такое АУЕ («арестантско-уркаганское единство» или «арестантский уклад един»), сегодня знают многие. Аббревиатура, придуманная ворами в законе еще в советское время, не просто вышла на волю, а стала неформальным молодежным движением.
«АУЕ» можно охарактеризовать как молодежное неформальное движение, участники которого придерживаются уголовных понятий, поддерживают и признают авторитетов преступного мира, насильственно навязывают свое мнение сверстникам, проецируя на взаимоотношения с окружающими тюремные поведенческие схемы.
В России формируется новая опасная молодёжная субкультура, известная в стране под аббревиатурой АУЕ. Она в считанные годы распространилась почти по всей территории страны, массово внедряясь в школы, интернаты и колледжи. Основной контингент – дети в возрасте от 10 до 17 лет – самая беззащитная часть населения, и главное – та её часть, которой в скором времени предстоит строить будущее.
Вовлечение в сообщество происходит так: старшие товарищи предлагают претендентам совершить мелкое противоправное деяние или просто покурить, а потом используют этот поступок для шантажа. Вырваться из этой сети сложно. Старшие товарищи облагораживают криминальную субкультуру, блатную романтику, рассказывают, что криминальные авторитеты – это самые порядочные люди, им можно верить, а полиция и государство – плохие; они преступники.
И в советское время, в 1950–60-е годы значительная часть подростков и детей преклонялась и подчинялась этим «воровским» обычаям. Просто тогда еще не было такой аббревиатуры — АУЕ. Дети пятых-восьмых классов увлекались блатными обычаями и правилами. В этом, возможно, выражалось их стремление к независимости.
У каждого явления есть периоды взлета и падения:
в конце 1980-х годов молодежные группировки представляли большую общественную опасность, были случаи, когда они захватывали или предпринимали попытки захватить районные представительства РУВД. В 1990-х годах эти представители молодежных группировок стали криминальными элементами, представителями организованной преступности. В 2000-х годах это явление затихло, а сейчас вновь приобретает популярность.
В наше время агитация активно проходит через социальные сети, где подростки особенно доверчивы и имеют минимальный контроль со стороны взрослых. Также все большую популярность набирают фильмы и сериалы, в которых бандитская жизнь приправлена ореолом славы, духом авантюризма, вседозволенности и безнаказанности. Для школьников пойти против АУЕ (т.е. дать любые показания в суде) – значит пойти против всех своих друзей и одноклассников, стать презираемым изгоем в обществе.
Философия, образ мышления и жизни членов АУЕ, и, если кто-то пострадал, значит так и надо — он слабый, выжить должен сильнейший. Приветствуется преступная деятельность, без нее ты не сможешь быть в АУЕ. Такие дети привыкли проводить время в подворотнях, расписывая пустые стены своей аббревиатурой АУЕ. При этом задача старших подростков – восхвалять криминал, блатную романтику криминальных авторитетов и насмехаться над государством и работой полиции. Варианты с трудоустройством для молодежи АУЕ даже не рассматриваются. Работа и легальный заработок — это не для них, такой образ жизни считается унизительным. Можно назвать это параллельным существованием, что, конечно, негативно сказывается на окружающих, тех, кому приходиться сталкиваться с АУЕ. Для такой молодежи пить, курить, принимать наркотики — это добро, а завести семью, устроиться на работу, вести трезвый образ жизни — это зло. Зона — их родной дом, место, куда нужно обязательно стремиться. Они считают себя хищниками, совершая преступления против «паразитирующих» членов общества.
Признаки вступления подростков в АУЕ:
-используют блатной жаргон;
-среди знакомых людей есть люди, отбывающие наказание;
-живут «по понятиям», интересуются блатной романтикой, слушают шансон;
-заставляют детей сдавать деньги для зоны на «общак».
Профилактические меры противодействия криминальной субкультуре подростков
(рекомендации для родителей).
1.Поощряйте в подростке независимость и ответственность;
2.Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей;
3.Обязательно содействуйте преодолению препятствий;
4.Научите ребёнка относится с подозрением к посторонним лицам, которые пытаются с ним заговорить, сделать подарок или прокатить на машине, постарайтесь избегать ситуации, когда он может остаться с данным лицом наедине;
5.Разговаривайте с ребёнком о событиях прошедшего дня, будьте в курсе пережитых им моментов, серьёзно воспринимайте разговоры о встревоживших ребёнка обстоятельств, в том числе о фактах применения насилия;
6.Родители должны помнить о необходимости общения с учителем ребёнка по поводу того, как ребёнок себя ведёт и как он общается с другими детьми.
Подводя итоги, взрослым следует задаться вопросами:
-Чем занимается мой ребёнок в свободное время?
-С кем общается в социальных сетях?
-Какое у него отношение к преступности, к тюремным законам?
-Каким примером я являюсь для своего ребёнка?
-Изменился ли мой ребёнок (замкнулся, убегает из дома, пропадают вещи)?
преподаватель психологии Егорова В.А.