Библиотекарь Московского кооперативного техникума Елена Дегтярева продолжает новую еженедельную рубрику «Что почитать на выходные».
«Гранатовый браслет» — трогательная повесть Александра Ивановича Куприна, о не разделенной любви главного героя к женщине из высшего общества княгине Вере Николаевне Шеиной. Это повествование о любви взрослой, осмысленной, всеобъемлющей и пожизненной. А также о выборе, уверенности в чувствах, разочаровании и многом, многом, что сопровождает нас в жизни. Чувствуется дух времени – вот-вот совсем скоро все обрушится, не будет привычной жизни, этот трагизм проскальзывает в каждом слове и в такой печально судьбе молодого человека, которого жизнь сделала несчастным из-за самого прекрасного чувства на земле.
Известно, что Куприн очень любил Л.В. Бетховена. Вторая соната Бетховена № 2, точнее, вторая ее часть проходит лейтмотивом через все произведение. Она открывает «Гранатовый браслет» — название вынесено в эпиграф — и завершает повесть. Герой упоминает, что часто видел любимую именно на бетховенских концертах. Эта музыка своим трагизмом, перемежающимся с тихой и прекрасной грустью, созвучна переживаниям главного героя — чиновника Желткова, влюбленного в княгиню Веру. Он просит княгиню сыграть или послушать сонату №2, когда она вспомнит о нем. Прочитайте эту книгу. Эта повесть может стать произведением, к которому захочется ещё вернуться.
«Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить.»
А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость.
Творчество испанского драматурга Лопе де Вега (1562-1635) богато и разнообразно- это поэмы и сонеты, драмы, комедии, пародии и проза. Лопе де Вега считал, что все в жизни — трагическое и смешное, возвышенное и низменное — тесно переплелось, и отразил это в своих произведениях. «Собака на сене», «Учитель танцев», «Звезда Севильи» и другие пьесы великого испанца не сходят с подмостков театров мира, делая имя их автора бессмертным.
Сюжет комедии «Собака на сене» не нов и не оригинален — возникшая между представителями разных социальных групп любовь заставляет их искать возможности, чтобы быть вместе. И в динамике этой пьесе отказать нельзя, новые события разворачиваются на каждой странице. Наряду с литературной, произведение имеет еще и историческую ценность, так как ярко показывает социальные отношения и реакцию на них людей, живших в то время. Увлекательная комедия, довольно простая по сюжету и морали.
«Вам тяжело, что мы равны.
Во мне любили вы слугу;
Тщеславие всегда любило
Господствовать над тем, что мило.»«О, как мне этот миг тяжел!
Будь проклята людская честь,
Нелепый вымысел, губящий
То, что сердцам всего дороже!»«Вам небольшое наставленье:
Любовью оскорбить нельзя,
Кто б ни был тот, кто грезит счастьем;
Нас оскорбляют безучастьем.»
За всю историю музыкального искусства самого таинственного и загадочного композитора, пожалуй, не было. Это Никколо Паганини — итальянский скрипач-виртуоз, композитор и гитарист.
Он прожил короткую жизнь, полную невзгод и опасностей, работал, как одержимый, иногда совершал ошибки, как все смертные. Завистники распускали порочащие слухи о музыканте, церковь говорила, что он продал душу дьяволу, отсюда будто и бесовское очарование его игры. А Паганини творил музыку своей жизни, своей эпохи, музыку на все времена. Книга будет интересна и полезна не только любителям классической музыки.
«…На этих ступеньках, по преданию, поскользнулась повивальная бабка. Споткнувшись, старуха упомянула черта, и в это время открылась дверь и послышался сиплый мяукающий плач новорожденного Паганини.»
«Начинаются восторги, его иначе не называют, как магом, волшебником, творцом звуков, которых будто бы никогда прежде не рождала скрипка.»
«Он играл концерт Бетховена, и играл его так, что душа разрывалась на части и люди, слушавшие его, не знали, находятся ли они на земле и продолжают ли они обычное свое существование».
«Про Федота-стрельца, удалого молодца» — пьеса, наиболее известное поэтическое произведение замечательного актера Леонида Филатова. Написана автором в 1985 году, по мотивам русской народной сказки «Поди туда, не знаю куда».
Впервые опубликована в журнале «Юность» 1987 г., №3. Сразу обрела популярность, использование сказочных персонажей в сочетании с яркой речью Филатова и жёсткими сатирическими замечаниями способствовало успеху. В шутливом интервью Леонид Филатов объяснил, почему он сочинил пьесу:
« В нашей пишущей стране
Пишут даже на стене.
Вот и мне пришла охота
Быть со всеми наравне!»
В 1988 году вышел телеспектакль «Про Федота-стрельца, удалого молодца», в котором снялся Леонид Филатов в жанре театра одного актёра. Это произведение написано в сказочной форме в стихах, описывает большинство пороков общества. Царь олицетворяет собой власть имущих, тех, кто может себе позволить многое. Произведение разошлось крылатыми фразами. Прекрасный актер Леонид Филатов подтвердил, что талантливый человек — во всем талантлив. Т
рудно поверить, что написана она почти тридцать лет назад, и в наши дни она не теряет актуальности. Как-то рука не поднимается назвать ее сатирой, такая она добрая, автор скорее не высмеивает, а подшучивает над героями. Удивительно, как автор в стихотворной форме сумел так выпукло выписать характеры, и каждый герой получился ярким и многогранным. Стиль этой сказки неповторим, а сама она очень популярна в народе, довольно часто цитируется в разговорах. Если же так случилось, что вы его не читали еще, прочитайте непременно. Считаю ее обязательной к прочтению.
«Чтоб худого про царя
Не болтал народ зазря,
Действуй строго по закону,
То бишь действуй… втихаря »«Утром мажу бутерброд —
Сразу мысль: а как народ?
И икра не лезет в горло,
И компот не льется в рот!»«Вот ответь мне — слов не трать!
Где царевне мужа брать?
Чай, сама, дурында, видишь —
Женихов у ей не рать!«Ты чавой-то не в себе!
Вон и прыщик на губе!
Ой, растратишь ты здоровье
В политической борьбе!»