Судьба богини
«…Мы, — робкие, — во власти всех мгновений.
Мы, — гордые, — рабы самих себя.
Мы веруем, — стыдясь своих прозрений,
И любим мы, — как будто не любя…»
З. Гиппиус
20 ноября 1869 г. родилась русская поэтесса и писательница, литературный критик Зинаида Гиппиус. Поэтесса, которую уже при жизни звали «Достоевским русской поэзии», была одной из видных представительниц Серебряного века. 1888 год стал значимым и в творческой карьере Гиппиус. Она начала печататься и вскоре стала одной из значимых фигур литературного Петербурга. Пробовала себя в переводах, прозе, но особое внимание уделялось поэзии. Начинающие писатели и поэты стали завсегдатаями литературного салона, в который превратилась её квартира в Петербурге. Яркая, умная, талантливая и острая на язык хозяйка салона воистину вдохновляла молодых литераторов на создание новых произведений. Среди её, так называемых крестников, А. Блок, О. Мандельштам, С. Есенин.
После событий 1905 года, Гиппиус с мужем поэтом Д. Мережковским, разочарованные в самодержавии, покидают Россию и отправляются в добровольную парижскую ссылку. Связь с русскими газетами и журналами не прерывается. На родине постоянно публикуются новые статьи и книги Гиппиус и Мережковского. Через три года, в 1908, супруги вернулись. Но жуткое впечатление от начала Первой мировой войны и непринятие Октябрьской революции вылилось для Мережковских в решение покинуть Россию навсегда. Октябрьскую революцию Гиппиус не приняла. В статье для газеты «Общее дело» она писала: «Россия погибла безвозвратно, наступает царство Антихриста, на развалинах рухнувшей культуры бушует озверение». Гиппиус и Мережковский не примирились с властью большевиков и очень тяжело переживали разрыв с родиной.
Литературная деятельность Гиппиус в Париже продолжалась с не меньшей интенсивностью, чем на родине. Ее стихи, рассказы, статьи постоянно появлялись в крупнейших изданиях русской эмиграции. Созданное ею литературное общество «Зелёная лампа» объединило русскую культурную эмиграцию на долгих 14 лет. Из Эмигрантских изданий наибольший интерес представляет книга стихов “Сияние” (Париж, 1939), два тома воспоминаний “Живые лица” (Прага, 1925), очень субъективных и очень личных, отразивших ее тогдашние общественные и политические взгляды.
Е. Дегтярева, библиотекарь